Интроверт и маменькин сынок. Пепе, которого вы не знаете
Вся правда о защитнике «Порту» и сборной Португалии.
Анаэлю Феррейре не нравились традиционные бразильские имена.
Он хотел придумать что-нибудь эдакое, что позволит его сыну выделяться среди других. Но в голову ничего не приходило.
В то время интернет еще не добрался до дальних уголков Бразилии, однако у него был один бесценный ресурс — старая семейная энциклопедия, описывающая выдающихся деятелей. Там его глаз зацепился за одно имя — Иоганн Кеплер. Он был выдающимся немецким астрономом. Второе имя, которое ему понравилось, принадлежало Шарлю Луи Альфонсу Лаверану, французскому физику, выигравшему нобелевскую премию в 1907 году.
Феррейре нравились люди, носившие эти имена, и вообще то, как они звучали. Поэтому он назвал своего сына Кеплер Лаверан Лима Феррейра.
«С таким именем мой сын обязательно вырастет ученым» — хвастался он друзьям.
Но пророчество не сбылось. Феррейре-младшему больше по душе были футбольные стадионы, а не тесные лаборатории. Да и имя его известным не станет — весь мир будет знать его, как просто Пепе.
Впрочем, нельзя отрицать тот факт, что в каком-то смысле Пепе освоил все азы биологии, химии и физики. Он сам — выдающийся представитель рода человеческого, с его невероятной физической мощью и неустанной энергией. В свои 38 лет он продолжает оставаться незаменимой фигурой на футбольном поле. В «Порту», «Реале» и Португалии он представлял из себя непреодолимую силу. Впрочем, критики всегда скажут вам, что он вовсе не был ученым футбола, а скорее темным колдуном, практиковавшим черную магию. И ума-то в его черепушке не было никогда.
Мнений много, но сам человек намного сложнее. Попробуем разобраться, кто же Пепе такой на самом деле.
***
Чистая правда: Пепе спал в родительской кровати до 17 лет. И не потому что он хотел один валяться на большой кровати, просто он до последнего оставался маменькиным сынком.
Он вырос в одном доме с тремя сестрами, и мама тряслась за каждый его чих. Даже в подростковом возрасте он проводил с ней много времени, причесывая ей волосы и разговаривая о том да сем. Впоследствии он решил, что такая тяга к матери связана с предчувствием того, что вскоре он покинет родной дом.
«Я чувствовал, что проведу много времени вдали от нее» — признался он в интервью португальской газете Expresso.
Так и случилось: его прорыв случился во время товарищеской игры, когда он должен был дать отпор местному нападающему, на которого засматривался португальский «Маритиму». Пепе попросили быть помягче, но он просьбу проигнорировал. В результате «Маритиму» подписал именно его.
Пройдет несколько недель, и в своем последнем матче перед вылетом в Европу Пепе сломает ногу. Кто-то говорил, что он это намеренно.
Проведя три сезона в «Маритиму», Пепе переедет в «Порту» — большой шаг. Там нидерландский тренер Ко Адриансе сделал его основным элементом обороны в системе 3-4-3. В той команде был другой незаменимый игрок, бразилец Асунсан. Он был в полном восторге от своего одноклубника:
«Бывали игры, в которых он был единственным настоящим центральным защитником. Один парнишка каким-то образом заправлял всей обороной. Я не сомневался, что он добьется многого».
***
В «Порту» Пепе заменил Рикарду Кавальнью, направившегося в сторону Лондона. Когда он перешел в «Реал» в 2007 году, его задаче не завидовал никто: Пепе должен был стать защитной опорой чемпиона, который оставался без лидера обороны вот уже четыре года со времени, когда состав покинул Фернандо Йерро.
Франсиско Павон, Рауль Браво, Альваро Мехия, Рубен Гонсалес, Вальтер Самуэль, Джонатан Вудгейт и Кристоф Метцельдер безуспешно пытались сделать то, что Пепе удалось без видимых проблем. Серхио Рамос тоже подавал надежды, но на правом фланге. Даже чемпион мира Фабио Каннаваро с трудом что-то демонстрировал.
«Кладбище центральных защитников» — именно так называли тогдашний «Реал».
«Я пришел из клуба, тактически очень хорошо организованного. А в Мадриде меня ждал хаос, — рассказал он Expresso. — В игре против «Атлетико» уже спустя 30 минут нас разрывали на части. В защите каждый раз возникали ситуации один на один. Я повернулся к Каннаваро и сказал: «Прикрой меня, Фабио!», но он ответил «не-не, у нас тут каждый за себя».
Изначально никому Пепе особо не нравился. Мадридская пресса единолично порешила, что 30 млн евро за него — это перебор, ведь он так и не поиграл в лигах посильнее. Но чем дольше Пепе играл, тем меньше становилось проблем с защитой. Он был решительным и жестким игроком. Он быстро стал лидером, с которым мало кто решался спорить.
«Достичь уровня Йерро не удавалось никому, — рассказывает Мигель Торрес, тогда игравший в команде. — Но Пепе показался мне одним из лучших подписаний периода. Довольно быстро он доказал, что клуб поступил правильно».
Дебютное класико для португальца окончательно заткнуло скептиков. Пепе был невероятно хорош, полностью закрыв Роналдиньо, благодаря чему «сливочным» удалось вырвать победу со счетом 1:0. Когда он покидал поле, к нему подбежал пресс-атташе с пророчеством: «Отличная работа. Сегодня твоя жизнь изменилась навсегда».
***
Не секрет, что у Пепе репутация дровосека. На поле он беспощаден, за что его полюбили болельщики и возненавидели соперники.
Почему, показывает случай, когда он «нечаянно» наступил на руку Лионеля Месси. Или когда он получил красную карточку на ЧМ-2014. Или когда он ударил одноклубника Альваро Арбелоа, спутав его с соперником. Можно вспомнить и удар коленом по Дани Алвесу. Или… ну, вы поняли. Примеров достаточно.
Но все дороги ведут к 21 апреля 2009 года, когда Пепе окончательно сошел с ума.
Началось все с легкого толчка, после которого полузащитник «Хетафе» Хавьер Каскеро рухнул на газон. Типичный нырок, но Пепе был вне себя. Он пнул Каскеро пару раз, а затем ударил Хуана Анхеля Альбина — другого игрока «Хетафе». После этого он покинул поле, выкрикивая что-то про «сукиных детей».
Это было настоящее помешательство. Но уже после матча он извинился, и его слова звучали искренне.
«Я раздавлен. Я потерял контроль над собой. На видеоповторах я сам себя не узнаю. Даже сложно выразить словами, что я чувствую. Это — худшее наказание, которое я могу получить».
Видео
Игрок получил 10-матчевую дисквалификацию, за время которой он по-настоящему мучился. В какой-то момент он решил кинуть футбол. Он сильно изменился. «Я его таким не видел» — признается Марсело.
После того события был нанесен серьезный удар как по репутации Пепе, так и по шансам «Реала» на чемпионство. И пусть фанаты «королевского клуба» простили его, все остальные возненавидели натурализованного португальца. Он стал настоящим изгоем, а болельщики противника называли его «убийцей». По каталонскому телевидению крутили ролики, изображавшие его в маске Ганнибала Лектера.
«Мало того, что страшный, так еще и агрессивный. Я к нему даже близко не хочу подходить» — говорил полузащитник Кани. И многие с ним соглашались.
***
Легко посмотреть пару роликов и сделать вывод, что за человек этот Пепе. Он кажется заносчивым провокатором, который доминирует в раздевалке. Но на самом деле все как раз наоборот, если верить тем, с кем он играл.
Да, на поле он — зверь, а вот за его пределами он совсем другой. Абсолютно другой. Настоящий душка. Правда.
«Пепе всегда очень напряжен во время игры. Он ненавидит проигрывать, даже на тренировках. Он был не прав в тот день с Каскеро, но честно, один был одним из самых тихих и адекватных людей, с которыми я делил раздевалку» — рассказывал Мигель Торрес.
Эдер, в прошлом игрок сборной Португалии, подтверждает:
«Когда он на поле, он в режиме воина. Он сражается до последнего, и порой перебарщивает. Такой же он на тренировке. Он делает все, чтобы усложнить жизнь соперника. Но как человек он совершенно другой. Он интроверт. Он мало говорит, и чаще всего молчит. Он не хочет быть в центре внимания. Иногда его вообще легко не заметить. Он очень спокоен. Он такой себе… дзен».
Что интересно, сам Пепе не спешит признаться в этом. «Нет, это не два разных человека». И все тут. Но не все так считают.
«Когда я иду в подкат, я не жду соперника. Моя цель — выиграть мяч, и если оппонент меня касается, это не моя проблема. Футбол — спорт контактный. Я не прозрачный. А что вы от меня хотите? Чтобы я его пропустил? Ну уж нет. Я не пропускаю соперника вперед себя, чтобы затем за ним гнаться. Я иду на мяч».
***
Такая вот отвага и позволила Пепе добиться успеха. Но не только смелость его выделяет. Например, его физическая мощь и позиционное чутье. Он был основным в «Реалах» Моуринью, Анчелотти и Бенитеса — совершенно разных тренеров. Это говорит о том, насколько он был универсален.
Со временем он научился быть сдержанней. За последние пять сезонов в Ла Лиге он получил всего 26 карточек — и ни одной красной. Несмотря на возраст, Пепе остаётся в форме — чего только стоят его 18 перехватов в игре с «Ювентусом». Он так хорош в клубе, что до сих пор вызывается в сборную. Опять же, это неслучайно: Пепе славится своим усердием на тренировках и равнодушием к тусовкам. Когда он не в клубе, он дома играет с дочерьми.
«Дело не просто в том, как он тренируется. Все дело в правильном сне и питании. Вся его жизнь построена на том, чтобы существовать ради любимого дела» — рассказывает Асунсан.
Текст: The Athletic
Перевод Денис КОШЕЛЕВ
ММА
Сегодня в 14:44
ММА
Сегодня в 14:24
Теннис
Сегодня в 12:09