locale РУ
KZ - Қазақ RU - русский

Становление Ромарио: пять лет в ПСВ

Футбол 26 мар 2021 в 12:48
Сергей Турчак
Сергей Турчак
эксперт sports24
Становление Ромарио: пять лет в ПСВ
Становление Ромарио: пять лет в ПСВ

Путь к славе великого бразильца.

Наступало лето 1988 года, а вместе с ним — олимпийские игры. Все ожидали, что его триумфатором станет СССР, чей состав воистину устрашал, и чья команда была набита под завязку выдающимися исполнителями. Восемь лет назад на домашней Олимпиаде победа не удалась — лучше оказались Чехословакия и ГДР.

Поэтому никто и не удивлялся, когда подопечные Анатолия Бышовца заняли первое место в группе, а затем разделались с Австралией и Италией по пути к финалу, где была переиграна Бразилия. В той команде блистали Игорь Добровольский, Алексей Михайличенко и Арминас Нарбековас, и каждого, по сути, называли новой восходящей звездой мирового уровня.

Но не только советские спортсмены приковывали к себе взор зрителей со всего мира — в стане проигравших бразильцев особо выделялся 22-летний Ромарио, ставший лучшим бомбардиром турнира.

В отличие от представителей экзотического советского чемпионата, Ромарио не был какой-то там загадкой, и о его таланте все знали и до этого. Вот уже семь лет он радовал болельщиков «Васко да Гама» голами, причём изумительными по своей красоте, и считался самым одарённым молодым бразильцем того поколения.

Кажется, уже никто и не вспоминал, как когда-то «Васко» отказался от услуг игрока, который показался им мелковатым, вынудив Ромарио попытать счастья в местной «Оларии». Разумеется, через какое-то время пристыженный гранд вернулся и сделал своё предложение.

Впрочем, определённая правда в том вердикте была — Ромарио и правда был совсем невысок. «Коротышка», как его здесь прозвали, оказывался самым низкорослым игроком на любом матче. Впрочем, если кто и думал, что это сделает из него лёгкую цель, вскоре более чем осознавал свою ошибку: юркий, но бойкий нападающий пинком ли, ударом ли локтем, но оставлял одного защитника за другим на траве.

Посмотрев за тем, как «Коротышка» издевается над соперниками, голландский ПСВ решил действовать, пока не объявились другие. Благо на то у них были все основания: в 1988 ПСВ отпраздновал победу в еврокубке, а титульный спонсор Philips денег не жалел.

Становление Ромарио: пять лет в ПСВ

В Нидерландах надеялись, что Ромарио станет ещё одним удачным выходцем из футбольной страны, чьего талантов будет достаточно для игры на высшем уровне. Получили же они намного больше: одного из самых одарённых футболистов своего поколения — да всех поколений.

У настоящих мастеров своего дела всегда есть одна отличительная черта — всё, что они делают, они делают с такой обманчивой лёгкостью, что создаётся впечатление, что им оно ничего не стоит. В случае с Ромарио этот эффект был ещё большим, ведь никто в мире даже близко не приближался к его талантам. Но если другие при этом пахали, как могли, то Ромарио… ему казалось, что дара от рождения была достаточно. Тренировки, правила? Это было не для него. И в этом он был поистине уникален.

Его единственная слабость — стремление жить на полную. Это подтверждают его собственные слова: «Ночь всегда была моим другом. Когда я гуляю, я счастлив, а когда я счастлив — я забиваю». Он не мог жить без баров, танцполов и женщин, так и липнувших к настоящей звезде. И никто бы не смирился с таким игроком, если бы он не затыкал всех критиков поистине невероятными выступлениями.

Несмотря ни на что, Ромарио всегда был хорош, и не важно, с похмелья или нет. Лучше него попросту не было никого.

В свой дебютный сезон (1988/89) Ромарио времени не терял. Несмотря на то, что все были уверены, что на адаптацию ему потребуется немало времени, Ромарио тут же ворвался в команду Гуса Хиддинка, став её лучшим бомбардиром — 26 мячей за 34 матча. Кто-то думал, что новый груз ответственности поможет ему отказаться от ночных похождений, но вместо этого бразилец начал гулять ещё усерднее. Почему нет, когда он этого заслужил? Определённо не помогал и тот факт, что в Эйндховене с ночной жизнью был полный порядок.

Говорили и то, что та яркая форма — временная явление, но это тоже было не так. Во втором своём сезоне кутила забил 31 гол за 27 матчей, а в третьем — 30 за 30. Сумасшедшие цифры для человека, который на профессионала ну никак не тянул.

В нём сочеталось два человека. Большую часть времени можно было видеть Ромарио, который толком не знал, зачем он вообще просыпался днём. На поле он выходил без видимого интереса в происходящем, но стоило прозвучать свистку, как он превращался в футболиста с большой буквы. Не просто в футболиста — в хищника.

Следует отметить, что это не история про человека, который был неспособен совладать с вредными привычками, как бы ему ни хотелось. Ромарио не был с ними способен совладать, потому что он и не хотел. У него даже мыслей не возникало «завязать» — зачем? Без Джекилла не было бы и Хайда.

Йохан Кройфф называл его «гением штрафной площадки», а Роберто Баджо — «искусником зоны пенальти». Низкорослый, быстрый и очень умный, Ромарио всегда знал, как извлечь максимум из любой ситуации. Он не был универсалом — он родился только для того, чтобы забивать.

Великий сэр Бобби Робсон поработал с Ромарио, и он как никто другой смог его описать: «Бывало, что он ленился до безобразия. Но всё равно нужно было ставить его в команду, ведь может ещё хет-трик забить! Он мог пробивать с таких ракурсов, которые другим казались невозможными. Оставалось только задаваться вопросом: «как?»

В автобиографии Робсона было отведено отдельное место для Ромарио: «Среди огромного числа отличных игроков он был этакой тропической рыбкой. Такие игроки даже не подозревают о своём влиянии на команду… иногда он был великолепен на тренировке. Иногда было сразу понятно, что ноги он забыл дома — или в ночном клубе. Но его было невозможно контролировать».

«Для Ромарио вечер пятницы отводился на тусовки — даже если на следующий день ждала игра. Он веселился до четырёх, а затем спал до вечера, пока не начинался матч. Нам часто названивали со словами, что «тут до четырёх Ромарио гулял». Ну а он танцевал, флиртовал с женщинами, а затем спал для того, чтобы «освежиться».

Мешало ли ему это? Нет! Чаще всего именно он и всё решал. Об этом вспоминает Хиддинк: «Когда он видел, что я нервничаю перед игрой, он подходил ко мне и говорил: «Не грузись, босс, я забью и мы выиграем. И почти всегда он оказывался прав!»

Становление Ромарио: пять лет в ПСВ

Для тренеров Ромарио был чем-то вроде наркотика. После того, как кайф сойдёт на нет, они с радостью были готовы соглашаться с тем, как опасно было с ним работать. Он был непредсказуем, хотел много денег, вносил раздор в коллективы… и всё это было правдой, однако стоило прозвучать стартовому свистку, как мысли возвращались к тому, как же здорово, что он играет за тебя. Только футболист такого калибра может заставить команду чувствовать себя непобедимой.

В 1990 году сломанная нога замедлила Ромарио на какое-то время, однако он вернулся и продолжил играть так же, как и раньше. Но на ЧМ-1990 в Италии он не был заметен, поскольку всё ещё поправлялся. Впрочем, в ПСВ он был так же хорош, как и всегда.

По истечении пяти сезонов Ромарио окончательно перерос ПСВ и перешёл в «команду мечты» Барселоны, где уже блистали Христо Стоичков, Хосе Мария Бакеро, Пеп Гвардиола, Микаэль Лаудруп и Рональд Куман. Голландский клуб получил за него три млн евро (неплохо по тем годам) и остался без главной звезды, на счёте которой было 165 мячей за 167 игр.

Образовавшуюся дыру нужно было как-то заполнять, но как это сделать, когда только что лишился возможно величайшего нападающего в истории клуба? И вновь амбициозный клуб начал заглядываться на чемпионаты Южной Америки. Поговаривали, там уже вовсю играет ещё один молодой бразилец, чьему таланту не было равных…

Текст: These Football Times

Перевод Денис КОШЕЛЕВ

Для вашего удобства и безопасности мы используем файлы cookie