Карлос Кайзер: история о том, как стать футболистом, не сыграв ни матча
Аферист, мошенник или гений – каждый решает для себя. Одно ясно: больше никто такого не повторит.
Хитрость и обман всегда были частью футбола, где зачастую «все средства хороши». Мы не удивляемся, когда тренер откровенно врёт или когда игрок клятвенно обещает быть преданным клубу до конца, а затем тут же убегает в Китай. Бывает всякое, но маленькая ложь и небольшое притворство – ничто, когда мы говорим о Карлосе Кайзере, величайшем из обманщиков, чья бендеровская ловкость позволяла ему провернуть такое, что никогда бы не пришло на ум никому другому.
Репосо, который нам более известен, как Кайзер, был уникальным игроком. По словам Жилберто Алвеса, он был «футболистом, который ни разу не надел бутсы». Он был антифутболистом.
Кайзер играл в нескольких топовых клубах Бразилии – «Фламенго», «Флуминенсе», «Ботафого» и «Васко да Гама». Он даже выступал за рубежом: во Франции в «Газелек Аяччо», и в других лигах, в том числе в Мексике, Саудовской Аравии и Соединённых Штатах Америки.
Только вот «выступал» – сильное слово. В большинстве – да чуть ли не во всех – клубах он был только формально и ни разу даже не ступил на поле стадиона.
Как он это провернул
Сейчас в такое верится слабо, ведь мы живём в эпоху Интернета, где всё можно дважды перепроверить. Клубы точно знают всю историю каждого футболиста. Но в восьмидесятые, всё было иначе. Многие элементы жизненной истории могли оставаться туманными и кое-где всегда можно было немного (или много) приврать.
Метод Кайзера был, в общем, прост. Он налаживал дружбу с видными игроками, которые рекомендовали его клубам. Когда надо было показать себя в деле, делал ровно столько, сколько нужно было для того, чтобы убедить тренера в том, что он и правда атлет. Этого было достаточно для краткосрочного контракта.
В чём-то его метод похож на подход Жозе Моуринью к футболу: в то время как португалец с радостью позволяет сопернику контролировать игру, надеясь на фатальную ошибку, Кайзер верил, что чем меньше он сыграет, тем больше у него шансов провернуть обман.
Кайзер может и не был выдающимся атлетом, но обвинить его в лени было невозможно. Он изучал маньеризмы, стиль речи и одежды всех футболистов, с которыми встречался. «Он был настоящей звездой. Он гордо смотрел вперёд, и вся его сущность как бы говорила: «Я Карлос Кайзер, прояви уважение». Он разговаривал, как профессионал, и он был настолько убедителен, что реально пугал людей. Им казалось, что с ними заговорил человек уровня Пеле или Карлоса Альберто Торреса», - вспоминает Маурисио.
Порой казалось, что он и сам верил в своё творение. Он не просто копировал других – он создавал «себя» сам. Например, его отличительной чертой была причёска «маллет», в восьмидесятых невероятно модная.
«Жизнь – это маркетинг. Вокруг меня была аура суперзвезды. Я знал, как говорить и как продвинуть свой имидж. Все думали, что я играл во Франции, выступал за «Фламенго» и «Флуминенсе», дружил с Бебето и Карлосом Альберто. Я был словно Лионель Месси и Дэвид Бекхэм. Месси хороший футболист, но Бекхэм продаёт имидж и рекламирует товары. Месси не «продаётся» – не умеет он правильно говорить. А Кайзер – умеет. Я принимал участие в разных бразильских телепередачах и привлекал внимание всего мира. Всё – харизма».
Нередко бывало и так, что Кайзер «развлекался», копировав других. Например, его жертвой нередко становился Ренато Гаушо, которого с ним постоянно путали. Пока Кайзер развлекался в ночных барах, Гаушо оставался на улице, поскольку ему не верили, что он – это он. Кайзер спал с женщинами, притворяясь Гаушо, и становился источником разных слухов. «Оригинала» это мало волновало: «Пока он никого не убивает и ни у кого не крадёт, я спокоен. Хотя с женой были проблемы – она не всегда верила, что с женщинами заигрывал мой двойник».
Гаушо был лишь одним из немногих. Например, в 1985 году молодой защитник «Гремио» Энрике забил победный гол. Кайзер с радостью забрал его заслугу себе – и не важно, что кожа у Энрике светлее, а сам он был блондином. Газеты писали о том, как он играл, а не как выглядел. На руку ему было и то, что большинство изданий не могло позволить себе отправить репортёров в СССР.
Сам же он ламинировал статьи про Энрике и носил их с собой. Его мало заботило, что журналисты критиковали игрока вновь и вновь. Кайзер даже сварганил видео со «своими» лучшими голами. Особо он любил хвастать сольным проходом Энрике против «Фламенго» в 1987. Высокий, худой и делящий его причёску Энрике был очень похож на Кайзера, особенно при низком разрешении.
«Я видела его игру на видео только раз», - рассказала Валерия Галло, которая раньше с ним встречалась. «Это знаменитый гол против «Фламенго», когда он решил всю игру. Потрясающий гол. Вы знали про него? У меня всё ещё есть та кассета. Она многого стоит – даже у него её нет. Это был он. Я почти уверена в этом».
Обманщик? Возможно. Впрочем, Кайзер никогда не пытался кому-то навредить или нечестным образом «проникнуть» на самые именитые стадионы. Он вообще не играл – и это его полностью устраивало.
Словно знаменитый Томми Вайсо, за за свою жизнь он каким-то образом сумел сдружиться и сблизиться со многими видными людьми и большими клубами. Даже во внешности есть определённое сходство. Более того, о Кайзере тоже снимают фильм, правда документальный. В нём приняли участие такие иконы и «жертвы», как Бебето, Карлос Алберто и Ренато Гаушо. Это ещё не всё: о нём написана книга. В нашем «фейковом» мире история псевдофутболиста обрела неожиданную актуальность.
Автор: Tom Victor; Rob Smyth
ММА
Сегодня в 14:44
ММА
Сегодня в 14:24
Теннис
Сегодня в 12:09