locale РУ
KZ - Қазақ RU - русский

Длинный, чёрный, весёлый. Единственный футболист, связанный с космосом

Футбол 18 апр 2016 в 09:00
Сергей Турчак
Сергей Турчак
эксперт sports24
Длинный, чёрный, весёлый. Единственный футболист, связанный с космосом
Длинный, чёрный, весёлый. Единственный футболист, связанный с космосом

Он мог стать первым британским космонавтом, но оказался вратарём сборной Тринидада и Тобаго.

В середине девяностых матчи Английской Премьер-Лиги прописались на наших экранах и стали собирать приличную зрительскую аудиторию. Одной из самых зрелищных команд был «Ньюкасл» Кевина Кигана. Клуб, не так давно вернувшийся в элиту, радовал яркой, задорной, атакующей игрой. «Сороки» немало забивали, частенько обыгрывая соперников с большим счётом. Лес Фердинанд, Питер Бирдсли, Давид Жинола, Фаустино Асприлья, Филипп Альбер – эти имена неизбалованные английским футболом зрители запоминали с ходу. Но и вратарь у «Ньюкасла» был под стать всей команде – яркий, мастеровитый и запоминающийся.

Худой, рослый, почти двухметровый негр, похожий на голливудскую звезду Эдди Мёрфи. А темнокожих вратарей тогда было немного – в Англии всего двое: наш герой и Дэвид Джеймс, в ту пору защищавший ворота «Ливерпуля». Гибкий и пластичный, несмотря на свои внушительные габариты, - мог мгновенно сложиться и прыгнуть за мячом, летевшим в нижний угол. Как правило, доставал. По-хозяйски действующий в собственной штрафной, способный метнуть мяч рукой чуть ли ни к чужой штрафной. Имя у голкипера тоже было необычным . Какое-то акулье, в английском варианте, естественно. Или напрашивалась ассоциация с блиставшим в ту пору на баскетбольном паркете Шакилом О’Нилом. Вы уже наверно догадались, что в сегодняшнем рассказе речь пойдёт о Шаке Хислопе, наверное, единственном футболисте, непосредственно связанным с космосом.

Длинный, чёрный, весёлый. Единственный футболист, связанный с космосом

″...– Какой я? Чёрный, длинный и весёлый. У меня два имени – Нил и Шака. Мама хотела дать мне традиционное английское имя. Папа, в чьих жилах течёт кровь зулусов, настаивал, чтоб меня назвали в честь легендарного зулусского вождя. Родители достигли компромисса, остановившись на двух именах сразу – Нил Шака. У моих младших братьев – та же история – Терренс Коне и Брайан Кали. Да не обидятся на меня все Нилы на свете, но имя Шака мне нравятся больше. Если ко мне обращаются Нил, то я чувствую себя как-то не по себе....″

Будущий вратарь, названный так в честь легендарного африканского полководца, родился в Лондоне, где его отец, выходец из небольшой вест-индской страны Тринидад и Тобаго, учился на юриста. Когда Шаке было два года, папа защитил диплом и был вынужден вернуться на родину. Однако младенец был уже подданным Её Величества. Учился Шака хорошо, что позволило ему без особых проблем поступить в престижный американский университет. Занятия футболом не помешали Нилу Хислопу с отличием закончить учебное заведение и получить диплом инженера-механика высоких технологий.

Способного юношу заметили в NASA, после чего Нил отправился проходить практику на космодроме на мысе Канаверал. У молодого англичанина открылась перспектива отправиться в космос, более того Хислоп мог войти в историю, как первый британский космонавт. Но случилось так, что футболист Шака взял верх над инженером Нилом.

В Америку приехала «Астон Вилла», где блистал земляк Хислопа тринидадец Дуайт Йорк. «Вилла» провела товарищеский матч с любительской командой. Как ни старался Йорк, а пробить вратаря соперников он не смог. Равно, как и партнёры. Дуайт, не долго думая, позвонил ещё одному приятелю – из скаутской службы «Рединга». Пара просмотров, и потенциальному бортинженеру предложили профессиональный контракт. 23-летний Шака ответил согласием. О космосе предстояло забыть.

″...– Всё происходило, словно в сказке. Я приехал в Англию, и стразу стал основным в «Рединге». Сам от себя не ожидал такой прыти. Я играл и на Тринидаде, и в Америке, но там был футбол несколько иного уровня, - вспоминает Хислоп. ...″

«Рединг» в ту пору играл во втором дивизионе. Вскоре после прихода Шаки он перебрался в первый и даже замахнулся на путёвку в Премьер-Лигу. Не получилось. Но темнокожий вратарь запомнился и болельщикам «королей», и наблюдателям со стороны. Первые дважды признавали Хислопа игроком года, а потом включили его в символическую сборную клуба всех времён. Вторые активно «вели» вратаря. И как не боготворили Шаку на «Мадейски Стэдиум», вероятность его перехода в клуб Премьер-Лиги росла с каждым успешным матчем. И наконец, летом 1995 руководство «Рединга» не устояло перед предложением «Ньюкасла» в полтора миллиона фунтов.

Длинный, чёрный, весёлый. Единственный футболист, связанный с космосом

″...– Это был вызов, переход на новый уровень. Одно дело играть при аудитории в шесть тысяч и совсем иное, когда на стадионах сорок тысяч. И требования иные. Мне нравилось работать с Киганом. Кевин – превосходный мотиватор. Он подбирал слова для каждого из нас, и мы верили, что можем стать чемпионами. ...″

«Ньюкасл» по ходу первенства 95/96 опережал «Манчестер Юнайтед» на 12 очков, он мог и должен был становиться чемпионом. Впервые с 1927 года. Но первым на финиш пришёл клуб из Манчестера. «Ньюкасл» растерял всё преимущество и в итоге отстал на четыре очка. Во многом из-за травмы Хислопа, пришедшейся на тот самый весенний спад.

А летом «Ньюкасл» купил у «Блэкберна» Алана Ширера. Знатного бомбардира, однако, ради новичка, Кигану пришлось бы ломать все наработанные схемы. В середине первенства Кевин перестал получать удовольствие от таких перемен и уступил место другому очень авторитетному специалисту – Кенни Далглишу. Который и знал, как использовать Ширера, и выигрывал чемпионат с «Блэкберном». Далглиш же в свою очередь, через полгода привёл нового вратаря. Юный ирландец Шей Гивен был приобретён вовсе не для сидения на лавке.

″...– У меня не было и нет никакой неприязни к Шею. Он прекрасный вратарь и замечательный парень, мы хорошо работали на тренировках. Но играть может только один вратарь, а Гивен пришёл с подачи тренера. Я понял, что на меня не рассчитывают. ...″

Пробыв сезон дублёром молодого Гивена Хислоп, к тому времени отец двух дочерей, отправился в свой родной город – Лондон, где подписал контракт с «Вест Хэмом».

″...– Я вытащил счастливый билет. Благодаря Харри Реднаппу и его помощнику Фрэнку Лэмпарду внутри «Вест Хэма» была создана тёплая, семейная атмосфера, которая передавалась болельщикам. Очень хотелось играть и радовать публику. ...″

Появление Шаки позволило «молотобойцам» решить проблему вратаря. Лондонцы взлетели на пятое место, а Хислоп сыграл «на ноль» в 16 из 37 встреч, и был признан болельщиками игроком года. Более того, перед Шакой замаячила перспектива стать первым темнокожим вратарём в истории сборной Англии. Гленн Ходдл рассматривал 29-летнего Хислопа в качестве сменщика, а затем и преемника Дэвида Симэна.

Длинный, чёрный, весёлый. Единственный футболист, связанный с космосом

В феврале 1998 года Шака был очень близок к осуществлению своей мечты, он был включен в заявку сборной Англии на товарищеский матч с чилийцами. Но все 90 минут Хислоп просидел на лавочке. Через три месяца он сыграл за английскую молодёжку в товарняке против швейцарцев – был одним из трёх возрастных футболистов. А потом как отрезало. И первым темнокожим стражем ворот английской сборной стал Дэвид Джеймс по прозвищу Стихийное бедствие. Надо сказать, что Джеймс не раз и не два перебегал Хислопу дорогу.

Можно было ждать и дальше вызова в сборную Англии, но в какой-то момент терпение Шаки иссякло. И он, взвесив все «за» и «против» согласился помочь сборной Тринидада и Тобаго – страны, где он вырос, где жили его родители. Вест-индские сборные любили привлекать под свои знамёна англичан соответствующего происхождения. И пройти мимо такого роскошного вратаря, как Хислоп было бы расточительно.

″...– Я прекрасно понимал, что можно забыть о чемпионате Европы, что мечта сыграть на чемпионате мира может стать несбыточной, что сборная Тринидада и сборная Англии – команды разного уровня. Но желание играть за сборную родной страны перевесило всё. ...″

Любопытно, но дебют Шаки Хислопа в воротах тринидадцев пришёлся на матч с командой Чили.

Пока Харри Реднапп тренировал «Вест Хэм», позиция Хислопа была бесспорной. Шака и только Шака. Был период, когда «космонавта» подменял Стивен Байвотер – в фантастической игре с «Брэдфордом» Шака сломал ногу и был вынужден пропустить немало встреч. А когда выздоровел, то обнаружил – «молотобойцами» руководит не Реднапп, а невесть откуда взявшийся Гленн Редер. Не обнаружил Шака Рио Фердинанда и Фрэнка Лэмпарда-младшего – обоих продали соответственно в «Лидс» и «Челси». Зато по инициативе Редера появился Дэвид Джеймс, на которого новый тренер и решил сделать ставку. Выбор показался довольно странным, Хислоп не обладал таким опытом, как Джеймс, но был надёжнее и спокойнее. Не зря же Дэвид приобрёл прозвище Стихийное бедствие. К тому же Джеймс повредил колено на старте сезона, и Шака остался основным.

Но команда была не та, настроение тоже не то. В этот период Хислоп выдал два самых провальных матча в карьере – 0:5 от «Эвертона», а потом 1:7 от «Блэкберна». Редер был в бешенстве, заподозрил голкипера в чём-то недостойном. И когда Джеймс залечил болячки, он стал основным. Шака понял, что надо менять команду. Тем более Харри Реднапп не забыл, позвал в «Портсмут».

И снова всё сначала. Выигрыш первого дивизиона, уже носившего имя Чемпионшип, успешная адаптация в Премьер-Лиге. Хислоп, которому перевалило за 35, продолжал доказывать, что он сильный вратарь, и англичане были опрометчивы, отказавшись от его услуг. А потом становящаяся классикой история – смена тренера и последующие пертурбации. Велимир Заец, сменивший Реднаппа, привёл грека Костантиноса Халкиаса, а француз Алле Перрен больше доверял голландцу Сандеру Вестервелду. «Портсмут» же начал валиться. Шака начал было подумывать об уходе, как вдруг его снова позвали в «Вест Хэм». По просьбам трудящихся, то есть болельщиков. К тому же «молотобойцы» к лету 2005 растеряли вратарей, поэтому возвращение любимца «Аптон Парк» было весьма своевременным. Ветеран помог лондонцам в матчах чемпионата и, особенно, в кубковой кампании, а «Вест Хэм» в том сезоне дошёл до финала Кубка Англии, чтобы побороться за старейший футбольный трофей с «Ливерпулем».

Хислопу, далеко не последнему человеку Премьер-Лиги, никак не удавалось завоевать стоящий трофей. Дважды его «Ньюкасл» был близок в чемпионству, но оба раза пропускал вперёд «Манчестер Юнайтед». В 1998 году «сороки» дошли до финала Кубка Англии, где уступили «Арсеналу». Но в этом розыгрыше играл Гивен. Кубок-2005/06 должен был увенчать карьеру несостоявшегося космонавта. Но не хватило 35 секунд. Судья Алан Уайли поглядывал на секундомер, когда Стивен Джеррард «выстрелил» метров с 35. Шака, отбивший не одну сотню подобных ударов, на этот раз не смог спасти. Ничья 3:3 и пенальти, в исполнении которых преуспели игроки «Ливерпуля».

Длинный, чёрный, весёлый. Единственный футболист, связанный с космосом

″...– Вроде бы делал всё правильно, но пропустил. Наверное, самый обидный пропущенный мяч в моей жизни, - говорит Шака. Но и этот эпизод он переводит в шутку. – Играем мы как-то в футбол с восьмилетним сыном (у Шаки четыре дочери и сын). И он забивает мне издалека, да ещё говорит – «папа, теперь я понимаю, как тебе Стиви Джи забил. Я ему – да я тебя в приют за такие слова. Шучу, конечно....″

Вскоре после того злополучного мяча Хислоп и Джеррард встретились снова по разные стороны футбольных баррикад. Уже на Чемпионате мира в Германии, куда впервые в своей истории пробилась сборная Тринидада и Тобаго. Два самых известных тринидадских футболиста – Дуайт Йорк и Шака Хислоп, давно перешагнувшие тридцатилетний рубеж, были включены тренером Лео Беенхаккером в заявку команды.

Шака отправлялся в Германию в качестве запасного вратаря, основным считался уроженец Тринидада Кельвин Джек. Но в стартовом матче со шведами Беенхаккер вдруг поставил в ворота Хислопа и попал в яблочко. Островитяне сыграли вничью 0:0 с командой молодого ещё Златана Ибрагимовича. Причём островитяне провели половину матча в меньшинстве. А в следующей встрече Хислопу предстояло сыграть против сборной Англии.

″...– Было ли у меня желание доказать англичанам, что восемь лет назад они допустили ошибку, не дав мне шанса. Хотите –верьте, хотите - нет, но я об этом даже не думал. Было желание достойно сыграть против одной из сильнейших команд мира и сотворить сенсацию. ...″

И эта сенсация чуть было не случилась. Восемьдесят с лишним минут англичане безуспешно штурмовали ворота своего согражданина, но Шака был хорош. Как в «Ньюкасле» или в «Вест Хэме». Прекрасно знавший соперника, он читал игру английской сборной. Лишь на 83-й минуте вратарь вест-индцев оказался бессилен против удара высоченного Питера Крауча. А в уже добавленное время Джеррард закрепил победу родоначальников футбола. Сборная Тринидада уступила 0:2, заслужив только комплементы. Как выяснилось, встреча с англичанами тяжело далась вратарю-ветерану, Шака растянул мышцы спины и не смог сыграть в третьем матче с Парагваем.

Тут бы можно было закончить карьеру, но 37-летний Шака решил ещё поиграть в новом для себя чемпионате – МЛС. И отправился в Штаты, где прошли его студенческие годы. Но возраст и травмы помешали заиграть за «Даллас». Через год Хислоп зачехлил перчатки.

В прессе появлялась информация, будто Шака намерен вернуться к основной профессии, а именно снова стать инженером по космическим технологиям. Но сам Хислоп развеял эти слухи.

″...– Такая длительная пауза не проходит бесследно. За 16 лет, которые я отдал футболу, наука ушла далеко вперёд. Даже мне, закончившему университет с отличием, пришлось бы переучиваться. Поэтому останусь-ка я в футболе....″

Длинный, чёрный, весёлый. Единственный футболист, связанный с космосом

Шака Хислоп стал обозревателем – ведёт колонку в газете, на популярном сайте комментирует матчи. Активно борется с расизмом, от которого сам натерпелся в бытность вратарём «Ньюкасла». Когда-то он выступал за наказание ЦСКА за недружественные действия в адрес Яя Туре. Весёлый Шака умеет быть строгим. Но чаще он бывает весёлым и добрым. Его комментарии и интервью всегда наполнены шутками. Эрудиция и чувство юмора позволяют. При этом Шака не переходит грань дозволенного.

″...– Ещё в NASA меня научили – если видишь красную кнопку, то ни в коем случае не нажимай её. Вот я и не нажимаю те красные кнопки, которые мне порою попадаются....″

Для вашего удобства и безопасности мы используем файлы cookie