locale РУ
KZ - Қазақ RU - русский

Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы

Футбол 16 фев 2016 в 08:00
Сергей Турчак
Сергей Турчак
эксперт sports24
Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы
Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы

Несостоявшийся военный, отец 17-и детей и триумфатор ЧМ-1994 – Олег Лыткин рассказывает о Клаудио Таффареле, связавшем жизнь с футболом благодаря нашему Дасаеву.

«Юра Савичев, забивай, я тебя умоляю», - едва не сорвал голос Владимир Никитович Маслаченко во время финала Олимпиады в Сеуле. И Юрий Савичев не подкачал, перебросил мяч через выскочившего ему навстречу бразильского вратаря и забил гол, принёсший сборной СССР олимпийское золото. Этот рассказ будет посвящён тому, кого наш нападающий перебросил – Клаудио Таффарелу.

Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы

Наш знаменитый журналист Игорь Фесуненко не считает Таффарела сильнейшим вратарём в истории бразильского футбола. И не доверять Игорю Сергеевичу нет оснований, в нашей стране нет человека лучше знающего бразильский футбол. Но именно Клаудио Таффарел сделал то, что не удавалось ни Карлосу Кастильо, ни Жилмару, ни Феликсу, ни Эмерсону Леао – разрушил стойкий миф о несостоятельности бразильских стражей ворот, или как их ещё называют в самой большой стране Южной Америки – «голейрос». Кстати, мнение это сложилось во многом благодаря величайшему вратарю Бразилии Моасиру Барбозе, чья даже не ошибка, а оплошность стоила бразильцам Кубка мира в 1950. До конца своих дней, а прожил Моасир 79 лет, ему приходилось слышать «вот из-за него мы проиграли Уругваю», причём от тех, когда в пятидесятом году и в проекте не было. «Дело Барбозы» продолжил в 1966 году Манга, бразильцы считали, что по его милости их команда сложила чемпионские полномочия уже на групповом этапе.

Предубеждение в отношении бразильских вратарей усилилось после Чемпионата мира 1982, после крушения блестящей команды Теле Сантаны. Виновником катастрофы был назначен голкипер Валдир Перес, что, на мой взгляд, перебор. Да первый номер трёхкратных в ту пору чемпионов мира грубо ошибся в игре с нашей сборной, «проглотив» дальний удар Андрея Баля. Но ту встречу бразильцы, пусть и не без труда, выиграли. Равно, как и три последующих встречи. В проигранной итальянцам матче Перес не был виноват ни в одном из трёх пропущенных мячей, там оборона «постаралась», не доглядев за Паоло Росси. Другое дело, что Валдир с трудом скрывал волнение, его неуверенность в своих силах было очевидна. И эта дрожь в коленках не могла не отразиться на не самой железобетонной обороне. В восемьдесят шестом кучерявый, похожий чем-то на Пьера Ришара, Карлос Роберто долго, на протяжении четырёх матчей сохранял ворота в неприкосновенности. Пока ему не забили французы. Один мяч судья не засчитал, но не засчитать мяч Мишеля Платини не имел права. Дело дошло до пенальти, где Жоэль Батс отразил удар Сократеса, а Карлос валился на газон ещё до удара. Французы вышли в полуфинал, а убеждение «вратари – ахиллесова пята сборной Бразилии» стало чуть ли не аксиомой. И осталось бы таковым, если не Клаудио Таффарел, перевернувший представление о «голейрос».

Клаудио успешно играл в Италии, более того одно время был единственным вратарём-иностранцем в Серии А. Он стал одним из героев победного для сборной Бразилии Чемпионата мира 1994 года и вытащил бразильцев в финал следующего первенства. Без Таффарела не видать «Галатасараю» Кубка УЕФА как своих ушей. А ещё в Европе перестали воспринимать бразильских вратарей, как бомбы замедленного действия. Посмотрите, сколько голкиперов из Бразилии играют в ведущих чемпионатах. У себя на родине Таффарел сделал вратарское ремесло престижным. Теперь ребята охотно становятся в ворота, не считая пост номер один уделом для неумех и изгоев. На родине Клаудио в городе Санта-Роза установлен памятник вратарю. На нём нет подписи, но и так понятно, кому посвящён монумент.

Я открыл для себя Таффарела в сентябре восемьдесят пятого, когда в нашей стране проходил Чемпионат мира для юношей. Бразильцы привезли в Союз очень приличную команду, в которой играли Силас, Мюллер, Жерсон. Ворота этой команды защищал парень с нетипичной для бразильцы внешностью. Светлый, совсем не смуглый блондин. Светловолосые футболисты среди бразильцев попадались и раньше, уже упомянутый Леао или Фалькао. Но те были парнями загорелыми.

Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы

Работы у бледного юноши было немного, но если было надо, - он смело вступал в игру. Шёл на перехваты, взлетая над штрафной. Несколько раз блеснул реакцией, в том числе в матче с Колумбией, выигранного бразильцами с результатом 6:0. Двадцатилетний Таффарел отличался каким-то змеиным хладнокровием и совершенно не боялся пропустить. Что выгодно отличало ещё молодого Клаудио от возрастного Валдира Переса. В игре со сборной Нигерии бледнолицый «голейро» отбил пенальти при счёте 0:0. В итоге бразильские юноши уехали из СССР с чемпионским кубком, чем во многом были обязаны своему вратарю.

Если честно, то я ожидал увидеть Клаудио на Чемпионате мира в Мексике. Тем более что Теле Сантана привлекал в сборную нескольких участников юношеского первенства. Но первым номером считался Леао, вернувшийся в «селесао». После поражения от венгров в товарищеском матче Сантана вывел последнего из чемпионов мира 1970 (Леао тогда был дублёром Феликса) из состава, не дав тому в четвёртый раз поехать на главный футбольный турнир. Как вы могли прочитать выше, основным вратарём бразильской сборной в Мексике стал Карлос Роберто.

Но время Таффарела скоро пришло. В 1988-м году он отправился на Олимпийские игры в Сеул в составе очень сильной команды. Несколько имён – Жоржиньо, Мазиньо, Андре Круз, Валдо, Рикардо Гомеш и конечно пара нападающих – Бебето – Ромарио, которого наши комментаторы называли по фамилии – Фариас. И Клаудио в этой компании был далеко не лишним. В том числе и в финальной встрече со сборной СССР. Если б не блондин в бразильских воротах, то наша команда могла бы оформить чемпионство в основное время. Юрий Савичев же забил свой исторический гол на 103-й минуте. Не ошибся ли Таффарел в этом эпизоде, убежав далеко от ворот? Нет. Вратарь делал всё верно и мог бы выиграть эту микродуэль. К счастью Савичев оказался расторопнее.

Бразильская публика, умеющая находить козлов отпущения, на этот раз спокойно восприняла поражение в олимпийском финале. Вратаря не только не ругали, более того, приглашение Таффарела в первую сборную было воспринято с воодушевлением. Наконец-то появился человек, способный решить давно надоевшую проблему. Клаудио уже был замечен в главной команде страны до Олимпиады. После Игр он стал первым номером сборной Бразилии. Как оказалось, надолго.

Наверно, пора подробнее рассказать о самом Клаудио Таффареле. Будущий чемпион мира родился в 1965 году в штате Рио-Гранде до Сул. Небольшой городок Санта-Роса был населён выходцами из Германии, Италии и, между прочим, России, в большинстве своём бледными светловолосыми людьми. Клаудио – пятый ребёнок в семье небогатого фермера. Учился, помогал родителям по хозяйству, играл в футбол, причём в ворота встал по доброй воле, а не от безысходности.

При этом Таффарел не собирался становиться профессиональным футболистом. Он мечтал о карьере военного и размышлял каким офицером – армейским или морским ему быть. Военная служба в семье пользовалась большим почётом. Дедушка, отец, старшие браться отслужили в армии солдатами. Но Клаудио оказался единственным в семье, кто не служил даже срочной. И отчасти «виноват» в этом наш Ринат Дасаев.

Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы

Как и все бразильские парни 17-летний Клаудио смотрел матчи ЧМ-1982, в том числе и встречу бразильцев со сборной СССР. Посмотрел, увидел, как играет Ринат, особенно на фоне Валдира Переса, и стал фанатом советского вратаря. Более того, после этой игры Таффарал решил связать жизнь с футболом и вскоре был зачислен в «Интернасионал», один из двух великих клубов штата Рио-Гранде-до-Сул. Карьера молодого голкипера довольно быстро пошла вверх – юношеская сборная, с которой он выиграл чемпионат мира в своей возрастной категории, стал основным в клубе, потом были молодёжная сборная, олимпийская, первая. В 1989 бразильцы с Таффарелом в воротах выиграли Копа Америка. На Чемпионат мира 1990 года Клаудио поехал в качестве железного первого номера.

В Италии бразильцы выступили ещё хуже, чем на двух предыдущих первенствах мира – вышли из группы и сразу же вылетели, уступив аргентинцам. Но вратаря, пропустившего два мяча, не ругали. Напротив, Таффарел получил едва ли не лучшую прессу. И не только. Сразу же после Чемпионата мира бразильца позвали в Европу.

«Парма» никогда не принадлежала к элитным клубам Италии. В год ЧМ пармезанцы, руководимые Невио Скалы, выпрыгнули в Серию А как чёртики из табакерки. Новичкам требовалось усиление всех линий, вот и был приглашён хорошо зарекомендовавший себя бразильский вратарь. Что стало знаковым событием для итальянского футбола. В условиях жёсткого лимита на иностранцев – сначала два, потом три легионера клубы Серии А считали непозволительной роскошью отдавать квоту иностранцу. В конце восьмидесятых «Футбол-Хоккей» решил сформировать символическую сборную легионеров Серии А – возникли проблемы именно с кандидатурой вратаря. И лишь в 1990 году эту брешь удалось пробить.

«Парма» с ходу заняла шестое место, оставив позади «Ювентус», а бразилец сыграл во всех 34-х тура чемпионата страны. Через год пармезанцы финишировали седьмыми, зато выиграли Кубок Италии и получила право сыграть в еврокубках. Конечно, этот успех принадлежит всей команде и Невио Скале. Но и Клаудио там был явно не лишним – в каждом из сезонов он пропускал менее одного мяча за игру.

Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы

В Кубке Кубков-92/93 «Парма» стремительно двигалась к финалу, убирая одного соперника за другим. Впрочем, как и наш «Спартак». Мне, например, очень хотелось увидеть финал «Спартак» - «Парма» и естественно победу москвичей. Но по милости португальского судьи Корраду спартаковцев не пустили в финал, и соперником пармезанцев был «Антверпен». Отсутствие Таффарале в воротах итальянского клуба было для меня куда меньшей неприятностью. И всё же я был огорчён, увидев в стартовом составе тогда малоизвестного мне Марко Балотту.

Оказалось, что осенью 1992 года Невио Скала охладел к бразильцу – тренеру надоели частые отлучки Клаудио в сборную. Опытный Балотта удачно подменил Таффарела раз, другой, да так и остался в основе. Тем более, что «Парма» успешно вела борьбу на двух фронтах – третье место в Серии А плюс выход в финал, а потом и победа в Кубке Кубков. «Антверпен» был обыгран, Таффарел радовался вместе со всеми, но лавры победителя достались не ему, запасному вратарю, а Балотте. Ощущение, что бразилец больше не нужен «Парме», вскоре нашло подтверждение. Пармезанцы и новичок Серии А «Реджана» обменялись вратарями. В команду Скалы перешёл кандидат в сборную Италии Лука Буччи, а Таффарел отправился в расположении «Реджаны».

Трудно пришлось команде из Реджо-Эмилии, но «Реджана» выжила, заняв спасительное пятое место с конца. Во многом благодаря бразильскому вратарю, главной звезде клуба. После тяжёлого сезона Таффарел отправился в расположение сборной, которая готовилась к Чемпионату мира в США. Тренеру «селесао» Карлосу Алберто Паррейре говорили, что «Тафф» уже не тот, что стоит сделать ставку на Зетти из «Сан-Пауло». Но свитер с первым номером достался Клаудио.

И вот такой же стройный и лёгкий, правда, с заметно поредевшей шевелюрой, занял привычное место в воротах сборной Бразилии. За весь групповой этап, где соперниками южноамериканцев были сборные России, Камеруна и Швеции Таффарел пропустил всего один гол. Надёжно выступал бразилец в матчах плей-офф. Но героем Бразилии Клаудио стал после финальной встречи с итальянцами.

Впервые в истории Чемпионатов мира в главной встрече не было забито ни одного мяча – ни в основное, ни в дополнительное время. Судьба Кубка мира решалась в серии пенальти, причём шансы итальянца Джанлуки Пальюки выиграть лотерею виделись более весомыми.

Пальюка взял один пенальти. Тафафрел тоже потащил удар Даниэля Массаро, но перед этим Франко Барези не попал в ворота. Всё решал удар лидера итальянцев Роберто Баджо. «Хвостик» разбегается, Таффарел подпрыгивает на ленточке. Вот Баджо прежде чем ударить смотрит на вратаря. Взгляды дуэлянтов пересеклись. Дрогнул Баджо, почувствовал, что бразилец разгадал его намерения и скорректировал удар. Мяч полетел мимо. Бразилия в четвёртый раз стала чемпионом мира! Во многом благодаря своему вратарю.

Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы

″...– Четыре сезона в Серии А даром не прошли. Я хорошо знал своих оппонентов. Тех де Баджо и Массаро изучил досконально, и знал, куда они будут бить. Поэтому у меня было некое преимущество, которым нужно было воспользоваться. Я не гадал, а реагировал на удар, полагаясь на свой прыжок. Однако поединок с Баджо был выигран в первую очередь психологически....″

А после Чемпионата мира один из его героев «исчез с радаров». «Реджана» не стала продлевать с ним контракт, остальные итальянские клубы словно объявили бойкот чемпиону мира, и 29-летний вратарь остался без работы. Таффарел поддерживал форму, выступая в первенстве Италии среди … церковных общин. Что, конечно, далеко не Серия А. И не Серия В. За этот год Таффарел стал очень набожным человеком.

В 1995 Клаудио вернулся на родину, подписав контракт с «Атлетико Минейро» и сразу же выиграл чемпионат штата «Минас Жераис». На какое-то время он взял перерыв в выступлениях за сборную страны, но потом вернулся в «селесао», чтобы сыграть на своём третьем Чемпионате мира. Тем более, что бразильцам предстояла защита чемпионского титула. Во Франции Клаудио совершил свой очередной подвиг – вытащил сборную Бразилии в финал после тяжелейшей битвы с голландцами. И снова серия пенальти, и снова прыжки на линии и битва взглядов с оппонентами. На этот раз не выдержали Филипп Коку и Рональд Де Бур, проигравшие свои дуэли бразильскому вратарю.

Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы

Про финал с французами в Бразилии не любят вспоминать. Тем более так и неясно, что же произошло с Роналдо накануне решающей встрече. 0:3 в Париже, конечно, не домашние 1:7, но всё же. Бразильцы, понурив головы, простились с чемпионским титулом. Но в каком из трёх мячей можно упрекнуть вратаря? В первом зидановском иди втором? Зидан бил без шансов для Таффарела. В третьем голе Пети «голейро» виновен не меньше, чем в приятном нашему сердцу эпизоде с Савичевым. Был отчаянный выход вперёд в попытке спасти ситуацию. Не вышло.

Никто не упрекал Клаудио за разгром в финале, но из сборной он решил уйти. За спиной более ста игр – четвёртый результат среди всех игроков и первый для вратарей. Выиграно всё, что можно. А главное – Таффарел выполнил свою миссию – доказал остальному миру, что бразильские вратари тоже заслуживают уважения. Но на клубном уровне он ещё не наигрался. Летом 1998 года 33-летний Таффарел принял приглашение турецкого «Галатасарая». Как оказалось, не зря.

Через несколько месяцев бразилец стал любимцем «Али Сами-Йен». Турецкие болельщики несли его на руках после победы «Галатасарая» в чемпионате Турции. Но главным подвигом Таффарела на берегах Босфора стал выигрыш Кубка УЕФА в 2000 году. Впервые турецкий клуб взял европейский трофей и сделал это при непосредственном участии вратаря из далёкой Бразилии.

Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы

Нет, постаревший и облысевший Таффарел не отбивал пенальти в финальной баталии с «Арсеналом». Удары Давора Шукера и Патрика Виейра пришлись в каркас ворот. Но своим авторитетом, своим хладнокровием, своей смелостью Клаудио подавил пенальтистов, вынудил двух звёзд мирового футбола ошибиться. Его оппонент Дэвид Симэн не смог проделать то же самое с куда менее именитыми соперниками. Кубок отправился в Стамбул, а команда Арсена Венгера опять осталась без европейского трофея.

″...– Я никогда не боялся серии 11-метровых. Взять послематчевый пенальти легче, нежели отбить удар с точки в игровое время. Во всяком случая, так было для меня. В игре у бьющего имеется некое психологическое превосходство. Он – прокурор, ты – подсудимый. А в серии – совсем иная ситуация. На пенальтисте лежит куда большая ответственность, нежели на вратаре. Бьющий боится ошибиться, и задача вратаря вселить ещё большую неуверенность в своего оппонента, - поделился секретом Таффарел, ставший героем несколько важнейших послематчевых серий....″

Выиграв для «Галатасарая» целый набор титулов, Таффарел неожиданно подался в «Парму», восемью годами ранее отказавшуюся от бразильца. На этот раз Клаудио уже не претендовал на роль основного, довольствовался ролью дублёра француза Себастьена Фрэ. В 2003 он едва не перешёл в «Эмполи», даже отправился подписывать контракт. Но по дороге угодил в аварию. Пострадать – не пострадал, но само происшествие воспринял как знак свыше – пора заканчивать.

Бледнолицый «голейро». Как лучший вратарь Бразилии разрушал стереотипы

Клаудио вернулся в Бразилию, пробовал себя в роли агента. Оказалось скучно. Да и желание стать тренером всё же взяло верх. Сначала откликнулся на просьбу своего товарища по золотому «Галатасараю» Георге Хаджи и вошёл в его штаб. Но у Хаджи не получилось, он довольно быстро подал в отставку, а вместе с ним ушёл и тренер вратарей. Таффарел вернулся в Бразилию, где занимался хозяйством, воспитывал детей, а их у Таффарела – 17 (!), 15 из них усыновлённые. А в 2011 году Клаудио снова позвали в «Галатасарай» работать с вратарями. С тех пор сменилось несколько тренерских штабов «Джим-Бом», а Таффаред по-прежнему передаёт свой опыт голкиперам самого титулованного клуба Турции. Более того, были периоды, когда бразилец исполнял обязанности главного тренера. Эта работа пришлась Клаудио по душе, и он задумался о самостоятельной практике. Получился же тренер из Эмерсона Леао. А Таффарел чем хуже?

Для вашего удобства и безопасности мы используем файлы cookie